Навигация по сайту
новости

Минэкономразвития предложило реформу системы банкротства в России

Минэкономразвития представило масштабные поправки в закон о банкротстве. В числе предложений — введение реструктуризации долгов, жесткой ответственности управляющих, англо-голландских аукционов и маркетплейса для активов банкротов.
Минэкономразвития предложило реформу системы банкротства в России
Минэкономразвития представило масштабные поправки в закон о банкротстве. В числе предложений — введение реструктуризации долгов, жесткой ответственности управляющих, англо-голландских аукционов и маркетплейса для активов банкротов.
Вводиться жестокая ответственность управляющих
Реформирование института несостоятельности (банкротства) юридических лиц сделает процедуру более «цивилизованной» и обеспечит баланс интересов должников, кредиторов и государства, поскольку действующее законодательство не предлагает эффективного механизма реабилитационных процедур. Так, по статистике, в России почти 98 % предприятий, в отношении которых применяются процедуры банкротства, не получают шанса на спасение, в том время как в развитых странах достаточно высок процент применения реабилитационных процедур (до 30 %). Подготовленные Минэкономразвития изменения, касающиеся института банкротства, презентовал сегодня журналистам замминистра Илья Торосов.

Он отметил, что современные дела о банкротстве затянуты по срокам, при этом неэффективны в части удовлетворения требований кредиторов. Доля удовлетворенных требований кредиторов не превышает 5 %, при этом высока доля случаев, когда кредиторам не производится вообще никаких выплат (68 %). В связи с этим подготовлены решения, касающиеся всех аспектов процедуры банкротства.

Одно из них - это так называемый «англо-голландский аукцион», т.е. переход к схеме торгов, когда в рамках одной торговой сессии стоимость реализуемого актива вначале ведется на повышение, а если нет желающих его купить - на понижение, при этом цена может снова повышаться при наличии предложений. Это позволит значительно ускорить торги, которые сегодня идут в несколько этапов на повышение и затем реализуются через публичное предложение. Сами торги планируется проводить на электронных площадках, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Чтобы привлечь к торгам больше потенциальных покупателей и повысить конкуренцию на торгах, все объявления о продаже имущества банкротов будут публиковаться в удобном виде на специальном сайте за 30 дней до старта торгов. Удобство и прозрачность позволят расширить круг потенциальных покупателей имущества банкротов, включая физлиц. Порядок формирования и ведения соответствующей государственной информационной системы утвердит Правительство Российской Федерации.

Изменения коснутся и механизма реструктуризации – предлагается отказаться от таких процедур как «наблюдение», «финансовое оздоровление» и «внешнее управление» в пользу одной реабилитационной и одной ликвидационной процедуры. Мотивировать компанию к «реабилитации» должна предусмотренная возможность подачи в арбитражный суд заявления о реструктуризации долгов, как дополнительная альтернатива заявлению о банкротстве. Период этой процедуры предлагается ограничить сроком до четырех лет. При этом предлагается обязать собрание кредиторов принять решение о прекращении хозяйственной деятельности через девять месяцев после открытия конкурсного производства. Эта мера нацелена на исключение из процедуры «вечных банкротов», которые годами продолжают вести заведомо убыточную деятельность.

Одна из проблем современных банкротств лежит в плоскости неэффективной работы саморегулируемых организаций, прежде всего, в связи с назначением арбитражных управляющих, аффилированных с участниками (должником или кредитором). Важно отметить, что законопроектом предусмотрена балльная оценка и случайный выбор СРО и арбитражных управляющих, для чего будет создан специальный автоматизированный Регистр арбитражных управляющих. Рейтинг СРО будет влиять на выбор СРО и арбитражных управляющих. Эти изменения будут способствовать повышению гарантий независимости арбитражного управляющего и более качественной реализации публично-правовой цели института банкротства. Повышаются требования к компенсационному фонду СРО в зависимости от категорий должников (для малых 50 млн. рублей, для средних – 100 млн. рублей, для крупных – 200 млн. рублей). Изменения коснутся и других аспектов деятельности СРО, в том числе - обязательных требований к ним, порядка прохождения обучения, сдачи экзамена, стажировок арбитражных управляющих и др.

Результатом принятия законопроекта станет большая защищенность имущества и интересов должников - при наличии возможности и желания они смогут с большей вероятностью восстановить свою платежеспособность при предоставлении необходимых для этого правовых инструментов. Илья Торосов спрогнозировал, что реформа обеспечит рост реабилитационных процедур до 10 %.

Отдельные предложения законопроекта коснулись «наведения порядка» при проведении процедур банкротства стратегических организаций, организаций ОПК, застройщиков. По новому правилу, в отношении стратегических компаний в случае необходимости функции антикризисного и конкурсного управляющего могут осуществляться специальным юридическим лицом (Ростех, Роскосмос, Росатом, ПСБ, единый институт развития в жилищной сфере). Упрощается порядок выкупа имущества стратегических организаций (передача Российской Федерацией преимущественного права выкупа). При «замещении активов путем реорганизации в форме выделения» новым юрлицам будет сохраняться лицензия. Отдельно оговаривается обеспечение залогом требований по обязательным платежам (выплатам ФНС России).
Подробнее на официальном сайте Минэкономразвития:
https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_reformiruet_institut_bankrotstv_yuridicheskih_lic.html