В условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и предпринятых ограничительных мер Правительством был разработан и утвержден план первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики от 17.03.2020 года.
В качестве первостепенных были обозначены следующие меры: введение моратория на проверки, в том числе налоговые; предоставление отсрочки по уплате страховых взносов; повышение доступности заемных средств; временная отсрочка оплаты арендных платежей; снижение требований к обеспечению государственных контрактов и другое.
Предполагается, что меры государственной поддержки будут распространяться в том числе и на предприятия малого и среднего бизнеса (далее по тексту – «МСП»), как наиболее пострадавший сектор экономики.
С момента опубликования плана первоочередных мероприятий прошло более двух недель. Какие акты были приняты на федеральном уровне? На что бизнес может рассчитывать в рамках новой правовой действительности? И, пожалуй, главный вопрос – эффективны ли эти меры? Давайте разбираться.
19.03.2020 Был определен порядок предоставления отсрочки уплаты арендных платежей для арендаторов, субъектов МСП, федерального имущества. Акт предусматривает отсрочку арендной платы, предусмотренной в 2020 году, и ее уплату равными частями в сроки, предусмотренные договором аренды в 2021 году, или на иных условиях, предложенных арендатором, по согласованию сторон (Распоряжение Правительства №670 от 19.03.2020 года).
20.03. Вплоть до 01.05.2020 года было приостановлено назначение и проведение выездных налоговых проверок, проверок соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники, использовании специальных банковских счетов для осуществления расчетов, соблюдения валютного законодательства. Исключением являются случаи, когда по уже начатым проверкам соблюдения валютного законодательства выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 01.06.2020. В таких случаях допускается проведение проверок соблюдения валютного законодательства и осуществление административного производства только в части таких нарушений. По остальным нарушениям, выявленным в рамках таких проверок, мероприятия валютного контроля и административное производство подлежат приостановлению до 01.05.2020.
Незавершенные проверки применения ККТ и валютного законодательства, а также незаконченное производство по делам об административных правонарушениях предполагается в целях безопасности осуществлять бесконтактно — по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика, по почте (Приказ ФНС России № ЕД-7-2/181@ от 20.03.2020 года).
25.03.2020 Приостановлено до 01.05.2020 года применение мер взыскания, а также принятие решений о приостановлении операций по счетам для обеспечения исполнения задолженности. Мера распространяется на субъектов, включенных в реестр МСП (Письмо ФНС России № ЕД-20-8/32@ от 25.03.2020 года).
26.03.2020 Федеральной службой государственной статистики была предоставлена возможность сдачи статистической отчетности, срок сдачи которой приходился на период с 28.03-08.04, с задержкой от трех до восьми дней.
27.03.2020 Перенесен срок сдачи обязательного экземпляра отчетности за 2019 года на 06.04.2020 года (Письмо Министерства финансов РФ и ФНС России № 07-04-07/24096/ВД-4-1/5303@ от 27.03.2020 года).
31.03.2020 Разъяснен порядок предоставления субсидий субъектам РФ. Субсидии предоставляются на софинансирование мероприятий, направленных на повышение доступности льготных кредитов и микрозаймов для МСП, в частности развитие фондов содействия кредитованию, развитие государственных микрофинансовых организаций (Постановление Правительства № 378 от 31.03.2020 года).
01.04.2020 Утвержден порядок предоставления субсидий российским кредитным организациям для предоставления последними отсрочки платежа по кредитам, выданным МСП. Постановление имеет достаточно жесткие требования как к субъектам получения субсидий, так и к заемщикам.
Отсрочка предоставляется на период с 01.04.2020 года по 01.10.2020 года с продлением графиков платежей основному долгу на этот же период. Заемщик осуществляет платежи процентов за пользование кредитом в период отсрочки в размере 33 процентов объема платежей, предусмотренных графиком платежей за указанный период; часть платежей по начисленным процентам в размере 67 процентов с заемщика не взимается. В случае исполнения заемщиком своих обязательств в течение 9 месяцев с даты включения в реестр заемщиков процентная ставка по кредиту не увеличивается, а также не допускается предъявление требование о досрочном возврате кредита (Постановление Правительства № 410 от 01.04.2020 года).
01.04.2020 Федеральным законом № 98-ФЗ устанавливается право арендаторов, заключивших договор аренды до введении на территории субъекта режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, обратиться к арендодателю с требованием об отсрочке уплаты арендных платежей.
Если в связи с мерами, принятыми органами государственной власти субъекта, арендатор лишен возможности пользоваться арендованным недвижимым имуществом, ему предоставляется право потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года.
Также закон предусматривает возможность изменять размер арендной платы по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года.
03.04.2020 Введен запрет на возбуждение дел о банкротстве по инициативе кредитора. Данная мера распространяется на компании-должники, код основной деятельности которых на момент 01.03.2020 года включен в перечень системообразующих организаций, стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ, стратегических организаций, включен в список отдельных сфер деятельности, наиболее пострадавших в связи с распространением коронарирусной инфекции. Организация-должник не теряет право инициировать процедуру своего банкротства путем обращения с соответствующим заявлением в Арбитражный суд (Постановлением Правительства № 428 от 03.04.2020 года).
Многие банки начали выдавать беспроцентные кредиты на выплату зарплаты. Сбербанк, к примеру, выдвигает следующие условия предоставления кредита – компания-клиент банка, имеет активный зарплатный проект, ведет деятельность более года, имеет не более 100 сотрудников, выручка по последней финансовой отчетности не более 800 млн. рублей в год. Лимит кредитования рассчитывается исходя из численности сотрудников и МРОТ. Обязательным условием является сохранение рабочих мест за всеми сотрудниками в течение всего периода кредитования.
Часть мер, предусмотренных планом первоочередных мероприятий, предполагается реализовать путем принятия федеральных законов.
Согласно законопроекту №8422247, одобренному Советом Федерации, предполагается ввести льготный период по кредитам для индивидуальных предпринимателей и МСП из отраслей, наиболее пострадавших из-за короновируса. Льготный период длится не более 6 месяцев, предусматривает приостановку исполнения обязательств по кредиту, запрет начислять штрафные санкции за неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств, не допускает предъявление требований о досрочном возврате кредита, а также обращение взыскание на предмет залога. Срок кредита продлевается на период равный льготному.
Согласно законопроекту № 862653-7, одобренному Советом Федерации, предполагается внести изменения в Налоговый кодекс, снизить ставки страховых взносов, предоставить отсрочку по налогам, страховым взносам.
Однако программа, предложенная правительством и реализуемая н федеральном уровне содержит лишь полумеры, так как они преимущественно нацелены на поддержку отраслей, напрямую пострадавших от ограничительных мер, введенных в связи с эпидемией короновируса. При этом падение покупательского спроса коснется всего спектра сферы услуг. В условиях карантина все больше людей уходит на удаленную работу, ограничивает походы в общественные места, находится в самоизоляции, то есть фактически не пользуется услугами, предоставляемыми предприятиями малого и среднего бизнеса. В то же время предприятия должны платить зарплату сотрудникам, налоги, оплачивать аренду помещений.
В сложившейся ситуации льготных кредитов, на доступность которых сделан основной упор, будет недостаточно. Во-первых, все еще существуют бюрократические барьеры для получения предприятиями банковских кредитов. Проверку на платежеспособности никто не отменял. Во-вторых, кредиты выдаются на условиях платности и возвратности. Это означает, что даже если сейчас заемные средства и позволят покрыть издержки бизнеса, то после окончания кризиса предприятия неизбежно столкнуться с необходимостью вернуть кредитные средства, что создаст для них дополнительную нагрузку. А значит не исключено, что предприятия вынуждены будут сокращать издержки, например, увольняя сотрудников или переводя их на неполный рабочий день, что может привести к росту безработицы, уменьшению свободных денежных средств у населения.
Действительно, часть мер, таких как отсутствие выездных налоговых проверок или изменение срока сдачи части отчетности, даст предприятиям небольшую передышку, но коренным образом не разрешит вопрос падения уровня дохода, а лишь отсрочит неизбежную стагнацию.